Производительность является одним из ключевых факторов, определяющих успех любого бизнеса. Повышение производительности в бизнесе позволяет компаниям увеличивать объемы производства, оптимизировать расходы, улучшать качество продукции и повышать прибыльность.
В данной статье мы рассмотрим основные способы и инструменты повышения производительности, применимые для бизнеса любого масштаба — от малого до крупного.
Определение текущего уровня производительности
Первым шагом в повышении производительности является определение ее текущего уровня. Для этого необходимо проанализировать основные производственные и финансовые показатели компании:
- — Объем производства в натуральных единицах за определенный период. Это может быть количество произведенных изделий, оказанных услуг и т.д.
- — Выработка на одного работника — объем производства, приходящийся в среднем на одного сотрудника.
- — Трудоемкость производства единицы продукции — количество часов или дней, затрачиваемых на производство единицы товара.
- — Коэффициент использования производственных мощностей — насколько эффективно используется имеющееся оборудование.
- — Материалоотдача — какое количество продукции приходится на единицу сырья и материалов.
- — Прибыльность бизнеса в динамике.
Сопоставляя эти и другие показатели с предыдущими периодами, можно определить не только текущий уровень производительности, но и ее динамику — растет или снижается со временем.
Выявление и устранение ``узких мест`` в бизнес-процессах
После определения текущей производительности следует выявить основные проблемы и «узкие места», которые ее сдерживают. Это могут быть:
- — Неэффективная организация труда. Например, потеря времени на переналадки оборудования, лишние перемещения персонала, дублирование функций и т.д.
- — Устаревшее оборудование с низкой производительностью и частыми поломками.
- — Длительные простои из-за сбоев в поставках сырья, материалов, комплектующих.
- — Излишние запасы сырья или готовой продукции, замораживающие оборотный капитал.
- — Потери от брака, переделок, рекламаций клиентов.
На основе такого анализа формируется список мероприятий по устранению выявленных «узких мест» и оптимизации ключевых бизнес-процессов. Совершенствование организации производства является одним из самых быстрых и малозатратных способов повышения производительности.
Внедрение культуры бережливого производства
Концепция бережливого производства предполагает комплексный и системный подход к оптимизации бизнес-процессов. Ее основные компоненты включают:
- — Борьбу с потерями на всех этапах производства и прохождения материальных или информационных потоков.
- — Максимальную ориентацию на потребности клиента, оптимизацию бизнес-процессов «от конца к началу» на основе создания ценности для клиента.
- — Вовлечение в непрерывное совершенствование всех сотрудников компании.
- — Стандартизацию процессов, обеспечивающую стабильность и предсказуемость результатов.
Принципы и инструменты бережливого производства способствуют значительному повышению эффективности, оперативности и гибкости бизнеса, а соответственно и его производительности.
Техническое и технологическое перевооружение
Внедрение нового высокопроизводительного оборудования и передовых технологий позволяет компаниям совершить скачок в производительности. Это может быть:
- — Замена устаревшего оборудования на более современное. Например, приобретение автоматизированных станков взамен ручных.
- — Внедрение нового оборудования, ранее не использовавшегося. К примеру, робототехники, 3D принтеров и т.д.
- — Развертывание автоматизированных систем управления и мониторинга производственных и бизнес-процессов.
- — Переход на новые материалы, позволяющие повысить скорость обработки, увеличить межсервисные интервалы и срок службы изделий.
Техперевооружение требует значительных инвестиций, но они быстро окупаются за счет роста производительности и сокращения издержек.
Обучение и мотивация персонала
Любая компания — это в первую очередь люди. Поэтому повышение квалификации сотрудников, формирование у них необходимых навыков и мотивация на результат являются важнейшими факторами роста производительности.
Рекомендуется создать в компании систему непрерывного обучения — как для рабочего персонала, так и для менеджеров. Помимо профессиональной подготовки, важно развивать «мягкие навыки» — умение работать в команде, брать на себя ответственность, творчески мыслить.
Мотивация персонала должна создавать в компании атмосферу заинтересованности каждого сотрудника в росте производительности. Эффективны как материальные стимулы (премии, бонусы), так и нематериальные — продвижение по карьерной лестнице, делегирование большей ответственности и полномочий.
Все эти меры позволят превратить коллектив в сплоченную команду единомышленников, ориентированную на непрерывное совершенствование и рост производительности.
Внедрение систем менеджмента качества
Международные и национальные стандарты менеджмента качества, такие как ISO 9001, предоставляют организациям хорошо структурированную систему управления, ориентированную на непрерывное улучшение всех процессов. Среди основных инструментов систем менеджмента качества, способствующих росту производительности:
- — Стандартизация и документирование процедур выполнения всех ключевых процессов.
- — Мониторинг качества и результативности процессов с помощью различных показателей и KPI.
- — Регулярный анализ основных бизнес-процессов руководством предприятия и разработка мер по их оптимизации.
- — Корректирующие и предупреждающие действия, направленные на устранение и предотвращение несоответствий.
Такой подход позволяет выстроить эффективную систему управления, постоянно совершенствуя и повышая результативность производственных и бизнес-процессов.
Использование информационных технологий
Современные информационные технологии также играют важную роль в повышении производительности труда. Среди основных инструментов можно выделить:
- — CRM и ERP системы, позволяющие управлять взаимоотношениями с клиентами и оптимизировать планирование производства.
- — Системы управления ресурсами предприятия, обеспечивающие оперативную отчетность по ключевым бизнес-процессам.
- — Промышленная автоматизация на базе программируемых логических контроллеров и промышленных роботов.
- — Программное обеспечение для моделирования и автоматизации различных бизнес-процессов.
- — Мобильные приложения для оптимизации работы персонала и взаимодействия между подразделениями.
Применение IT существенно расширяет возможности предприятий по сбору, обработке и анализу данных, повышая скорость и качество принятия решений, и как следствие, результативность бизнеса.
Обучение отличительным компетенциям
Не каждая компания способна обеспечить лидерство во всех сферах. Однако каждый бизнес может определить те отличительные компетенции, которыми он выделяется и которые приносят ему основную долю доходов. Это могут быть уникальные технологии, «ноу-хау», качество изделий, скорость обслуживания и т.д.
Сосредоточив усилия и ресурсы на «сильных» компетенциях с уникальными конкурентными преимуществами, компании могут обеспечить стремительный рост эффективности и опережающие темпы повышения производительности.
Это далеко не исчерпывающий перечень возможных инструментов и направлений повышения производительности в бизнесе. Каждая компания выбирает собственный набор мер и управленческих методик с учетом специфики своей отрасли, масштаба, уровня развития и текущих задач. Однако все они опираются на общие принципы:
- — Системный подход к управлению и оптимизации всех бизнес-процессов.
- — Ориентация на потребности клиентов.
- — Вовлечение персонала в процессы непрерывного совершенствования.
- — Использование современных технологий в качестве катализаторов повышения производительности.
Следование этим принципам и применение описанного выше инструментария позволяет в разы повысить эффективность бизнеса и достичь новых высот в его развитии.
В свою очередь аутсорсинговая компания Тайм Сейф Сервис готова помочь в повышении производительности вашего бизнеса с помощью аутсорсинга: подберем и предоставим проверенный и надёжный персонал на производство и складское дело. Также предлагаем услуги по аренде персонала, лизингу персонала и вахтенному персоналу.
По всем интересующим вопросам аутсорсинга персонала и для получения индивидуального коммерческого предложения от Тайм Сейф Сервис, звоните нам в рабочее время (с 09 до 18.00 по Мск) по телефону +7-495-532-81-20, напишите в WhatsApp или оставьте заявку на сайте.
Также читайте:
Гибкий бизнес: адаптация к переменам
Управление кризисами и бизнес-планирование
Масштабирование бизнеса: преимущества и ключевые направления